Фото: leninogorsk.tatar.ru
В республике действует разветвленная система социальной защиты населения. Она включает в себя несколько направлений: социальное страхование, пенсионное обеспечение, государственная социальная поддержка населения (в том числе социальные льготы), государственные минимальные социальные гарантии.
С 17 декабря 2007 года в Республике Беларусь проведено реформирование ранее действующей системы льгот, кардинально пересмотрена законодательная база Республики Беларусь в части их предоставления. Действовавший порядок не учитывал повышения реального уровня жизни получателей льгот, а главное – объективной потребности в них различных категорий граждан. Парадокс в том, что состоятельные семьи пользовались ими в большей степени, чем те, чей достаток невелик. Наиболее обеспеченные люди получали льгот в 1,3 раза больше, чем малообеспеченные. Кроме того, действовавшая система льгот создала перекосы в экономике.
На устранение указанных перекосов направлен Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», который вступил в силу с 17 декабря 2007 года. Очень важно и то, что процесс упорядочения льгот создал условия для перераспределения бюджетного финансирования на приоритетные национальные программы и позволил перейти к признанному во всем мире принципу социальной защиты населения – адресности.
В республике система государственной адресной социальной помощи введена с 2001 года. За период с 2001 по 2007 годы в области данную помощь получил 83181 человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, на сумму 4,3 млрд. рублей (в среднем в месяц государственную адресную помощь получали 990 человек на 51,3 млн. рублей).
За 2008-й и 9 месяцев 2009 г. в Жодино государственную адресную социальную помощь получили 1193 человека на сумму 247157 тыс. рублей. Государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного пособия назначена на 1157 человек на сумму 240572 тыс. рублей, единовременного пособия – на 36 человек на сумму 6584 тыс. рублей.
Внедрение заявительного принципа «одно окно» позволило максимально облегчить гражданам сбор документов, в результате 152 получателя воспользовались этим правом. Но чтобы государственная адресная социальная помощь дошла до каждого нуждающегося, в городе наряду с заявительным, стал применяться и выявительный принцип в отношении одиноких граждан и инвалидов. Количество назначений одиноким гражданам за 9 месяцев 2009г. возросло в 3 раза по сравнению с 2008-м.
Количество принятых решений о назначении помощи на 1 месяц за 9 месяцев т.г. возросло в 3 раза по сравнению с прошлым.
В 72 случаях принято решение об отказе в назначении государственной адресной социальной помощи (за 2008 год отказных дел – 25, за 9 месяцев 2009-го – 47).
Также в отношении 3 семей были приняты решения об оказании государственной адресной социальной помощи в натуральной форме, когда семьи используют денежные средства не по целевому назначению (в 2008-м – 2 семьи, за 9 месяцев т.г. – 1).
В новых экономических и социальных условиях система государственной адресной социальной помощи требовала совершенствования в плане охвата всех групп населения и эффективного и рационального использования выделяемых на нее государственных средств. Поэтому совместно с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» вступил в силу и Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 года №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» (далее – Указ №638).
Сегодня очевидно, что выбрана правильная государственная политика по переходу к эффективной адресной социальной защите. При этом решилась главная задача – обеспечение необходимой помощи нуждающимся, реальный размер которой существенно возрос.
При подготовке Указа Президента Республики Беларусь от 14.09.2009 № 458 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ № 458), который вступает в силу с 1 января 2010 года, учтены предложения Всемирного банка по вопросам расширения программы ГАСП, направленные на преодоление негативного воздействия мирового финансового кризиса и содержащиеся в программе реформ и Памятной записке Всемирного банка.
Указ №458 предполагает следующие изменения в порядке предоставления государственной адресной социальной помощи:
– помощь в виде ежемесячного пособия, как и прежде, назначается при критерии нуждаемости 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (справочно: с 01.08.2009г. БПМ составляет 249410 рублей), только увеличен период ее назначения с 3 до 6 месяцев, совокупный доход семьи (гражданина) исчисляется не за 3, а за 12 месяцев, предшествующих обращению за государственной адресной социальной помощью;
– повышен критерий нуждаемости при оказании малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, единовременного социального пособия со 120 до 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
– введен новый вид адресной помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации;
– объединено в единую систему адресной социальной помощи предоставление помощи в виде ежемесячного социального пособия и безналичных жилищных субсидий;
– введены дополнительные ограничения на предоставление ежемесячного социального пособия для граждан, проживающих отдельно либо в составе семьи, которые:
приобрели в течение последних 12 месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия транспортное средство, за исключением многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов I, II группы;
работают на условиях неполного рабочего времени, если такой режим устанавливается по их просьбе, за исключением случаев, когда наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время в соответствии с законодательством.
В целом реализация мер, предусмотренных Указом № 458, позволит повысить эффективность системы государственной поддержки населения путем объединения двух видов адресных социальных программ на основе применения единого критерия нуждаемости, что станет первым этапом в создании единой системы государственной адресной социальной помощи.